Книжка, вышедшая небольшим тиражом, - лучший подарок президенту, режиссеру и любимому учителю
Анна Кузнецова Для Пятницы
Этих книг нет в магазинах и библиотеках фондах, а сведений о них обычно не остается в Интернете. Их не продают, не покупают - их дарят и принимают в дар. Выпускаются они тиражом от 100 до 1000 экземпляров, а рассказывают... о разном.
Последние несколько лет все чаще выходят так называемые "корпоративные" издания, посвященные истории отдельно взятой компании, фирмы, холдинга, банка или государственной структуры. Эти неизменно прекрасно изданные книги в суперобложках и с золотым тиснением преподносят партнерам, клиентам, сотрудникам.
"Корпоративная малотиражка - это пиаровский проект, все равно что раздача сувенирной продукции, - поясняет историк Юрий Борисов, много лет трудившийся в издательстве "Спец-Адрес" (оно специализируется как раз на выпуске корпоративных книг). - Типичное название такой книги - "60-лет Устьескому заводу литья малых форм". Среди новинок "Спец-адреса" действительно имеются издания с пронзительными названиями: "ЗАО Уренгой гидромеханизация" (1000 экз.) или "ЭРЭЛ - философия успеха" (500 экз.), которые выпустила угледобывающая компания ЭРЭЛ. С 70-летием поздравила себя в этом году и любимая организация всякого водителя - Госавтоинспекция. Подарочное издание в формате А4 под названием "70 лет на службе Отечеству" (1000 экз.) с цветными фотографиями рассказывает о героической истории и нелегких буднях московской ГАИ.
Понятно, что от таких книг не следует ожидать ни избыточной скромности, ни чрезмерной правдивости. Зато в них можно встретить не только летопись достижений, но и недоступные архивные документы, и бурное веселье, и почти домашнее тепло. Группа компаний "РЕГИОН" выпустила в прошлом году к своему десятилетию томик "Десять лет спустя" (1200 экз.), расшив собственную историю цитатами из романа Дюма. Фотографии сотрудников и их детей, наряженных в костюмы мушкетеров, - тут же и графики, демонстрирующие темпы роста компаний. Автор идеи, директор группы по аналитике Анатолий Ходровский объясняет: "К 10-летнему юбилею мы решили выпустить годовой отчет вот в таком неформальном виде. Книга досталась всем сотрудникам и всем клиентам. Подобное издание - это элемент корпоративной культуры и доказательство надежности компании. Прочитав его, клиенты видят: вот как компания росла, развивалась, а вот как она относится к своим сотрудникам".
А в издательстве "Эхо-Паблишинг" по заказу управы Краснопресненского района, празднующей в этом году 15-летие, готовится книга об истории Пресни - среди прочего здесь появятся и редкие фотографии из хроники ТАСС, а также малоизвестные факты из истории района.
Пусть "корпоративная книга" в первую очередь рекламная акция, но рекламировать себя можно по-разному. Можно устроить праздник, повесить рекламные щиты, покровительствовать слону в зоопарке - да мало ли способов заявить миру о себе? Но компании и государственные структуры не жалеют денег именно на книгу (стоимость издания колеблется от $5 до $20 тысяч), что косвенно свидетельствует об одном: статус книги по-прежнему высок и в чиновничьих кругах, и в среде банкиров и предпринимателей.
Впрочем, местом, в которых формируется "корпоративная культура" может стать и обычная школа. Только что вышла книга "Собрание сочинений" (500 экз.), которую выпускники московской гимназии N 1567 преподнесли на 60-летний юбилей своему преподавателю по литературе, заслуженному учителю РФ Льву Соболеву. Это сборник филологических статей, написанных бывшими гимназистами, каждый из которых стал самостоятельным ученым. Смысл издания очевиден: без такого учителя не было бы ни ученых, ни их вклада в науку. "Когда-нибудь по строгой канве биографии Л.И. Соболева будут вышиты богатые узоры: сперва в увесистом сборнике "Л.И. Соболев в воспоминаниях современников", а потом - уверен - и в томе "ЖЗЛ"", - пишет в предисловии критик Андрей Немзер, в прошлом ученик того же учителя.
"Малотиражки" выходят и в честь мировых знаменитостей. Этим летом Пенелопа Крус преподнесла Педро Альмодовару изысканный фолиант "Педро и я" со снимками режиссера и актрисы за последние пять лет, а также их перепиской по e-mail. Не менее интимно выглядит и фотоальбом "Четыре сезона Владимира Путина", вышедший в количестве двух экземпляров. Никогда не публиковавшиеся фотографии главы государства, сделанные фотокорреспондентом "Коммерсанта" Дмитрием Азаровым, сопровождаются подписями репортера Андрея Колесникова. На вопрос, почему альбом вышел столь ничтожным тиражом, Колесников ответил: "У такого альбома другого тиража и не может быть, во всяком случае, в России. Там просто очень честные фотографии. Не выпускать их вообще тоже было нельзя. Ведь ничего подобного у нас еще не было. Теперь один экземпляр альбома остался у меня, второй я уже передал его главному герою. Мне кажется, он таким себя еще не видел. А посмотреть не помешает".
|