"Небольшая ценовая войнушка в пользу наших клиентов" - таким рекламным баннером год назад приветствовал посетителей сайт репроцентра "Делай вывод". Ценовая война закончилась. Что происходит с рынком услуг по допечатной подготовке сейчас? За счет чего репроцентры привлекают новых заказчиков? На эти и другие вопросы журнала Publish ответил директор издательского комплекса ИТАР-ТАСС Феликс Шмайгер.
Расскажите, что случилось с торговой маркой "Эхо"? Как вас теперь правильно называть?
"Эхо" как сущность осталось, но объединилось в единую структуру с издательско-полиграфическим комплексом ИТАР-ТАСС. И типография, и препресс бюро теперь позиционируются на рынке под общей торговой маркой "Выражайтесь печатно".
Долгое время цены на вывод пленок постоянно снижались. Эта тенденция сохраняется?
Рынок услуг по допечатной подготовке изданий и фотовыводу демонстрирует признаки роста. Ценовая война, которая развернулась сразу после кризиса 1998 года, к середине 2000 года практически завершилась. Существующие цены стабильны, но это очень низкие цены. Стоимость услуг по фотовыводу в Москве в 2-3 раза ниже, чем в среднем по России. И, кстати говоря, примерно на столько же ниже, чем в Западной Европе.
Как вы оцениваете стоимость вывода полосы А4 в Москве?
По нашим оценкам реальная цена колеблется в диапазоне от 6 до 8 долл. за комплект. Если заказ разовый и объем небольшой - 8 долл.
Будут ли эти цены снижаться?
Думаю, что нет. Рынок услуг устоялся и в значительной части поделен между крупными репроцентрами. В их число, помимо нашего препресс бюро, входят "Делай Вывод", "Марк Принт", Hilversum. Во всех этих фирмах стоит не по одному фотонаборному автомату и работа ведется круглосуточно. Большой парк фотонаборных автоматов позволяет существенно снизить издержки. Поэтому, если еще несколько лет назад компания с одним фотонабором могла выйти на рынок и за счет демпинга привлечь клиентов, то сейчас это почти невозможно. В крупных репроцентрах производство организовано гораздо более эффективно, и небольшим компаниям сложно с ними конкурировать даже по цене, не говоря уже о качестве.
Возможность выводить пленки дешевле по-прежнему существует. Где-то еще остались полубесхозные фотонаборы, где-то операторы работают "налево", но наш опыт показывает, что при нынешнем уровне цен большинство клиентов не готовы рисковать и согласны заплатить немного больше за то качество и тот сервис, которые они получат в репроцентре.
Вы считаете, что цена перестала быть решающим фактором при выборе репроцентра?
Цена была решающим фактором еще год назад. Сейчас цена, качество и сроки одинаково важны. Может быть, даже с некоторым перевесом в сторону сроков. Такое понятие как "несрочный заказ" просто перестало существовать. Любой заказ должен быть выполнен в течение суток, а чаще всего еще быстрее. Для нас это требование означает необходимость постоянно расширять парк. Как только наше оборудование оказывается загруженным больше, чем на 70%, мы теряем возможность выполнять срочные заказы. И это является для нас сигналом к покупке нового фотонабора.
Влияет ли оборудование на выбор клиентом того или иного репроцентра?
По большому счету, фотонаборные автоматы ведущих фирм обеспечивают уровень качества, приемлемый практически для любой задачи. И в большинстве случаев клиенту не важно, выведут ли его заказ на Agfa или Screen. Есть заказчики, их не много, которые больше доверяют какой-то определенной марке, но это уже скорее мода.
При том, что общий уровень качества примерно одинаков и достаточно высок, у каждой из фирм есть свои сильные стороны. Нам об этом проще судить, поскольку мы используем целый "зоопарк" фотонаборных автоматов от трех ведущих мировых производителей: Agfa, Screen и Scitex.
Screen - абсолютный чемпион по скорости вывода. Для того объема работ, который выполняет этот автомат, потребовалось бы два любых других фотонабора. У Scitex отличные алгоритмы растрирования. Если оператор получает особенно сложное задание, с какой-нибудь немыслимой векторной графикой, он посылает его только на Scitex.
Agfa - чрезвычайно надежна и неприхотлива. Это наш первый фотонабор, с которого начинался репроцентр. Он работает до сих пор, и если мы будем покупать еще один "капстан", то это будет только Agfa.
Могут ли еще какие-то технологические аспекты, помимо оборудования, сыграть решающую роль в борьбе за заказчика?
Могут. Технология спуска полос обеспечивает рост качества печати. Те репроцентры, которые оказывают эту услугу, оказываются в преимущественном положении. Еще одна перспективная технология, которую мы предлагаем своим заказчикам - OPI (Open Prepress Interface). Ряд изданий, пленки которых мы выводим, также сканируют у нас слайды. Файлы для печати остаются на нашем сервере, а издательства получают по Internet облегченные версии для верстки. Когда сверстанные полосы попадают на вывод, сервер автоматически подставляет файлы высокого разрешения и уже с ними генерит спуски. В ближайшее время мы планируем начать принимать задания на вывод через Internet.
Многие крупные репроцентры, и ваш в том числе, открывают свои типографии. Как вы оцениваете эту тенденцию? Значит ли это, что только услуг репроцентра недостаточно, чтобы поддерживать и развивать бизнес?
Не только репроцентры открывают типографии, но многие типографии предлагают своим клиентам услуги по фотовыводу и допечатной подготовке. Происходит взаимопроникновение двух индустрий. Для репроцентра очень заманчиво иметь свою типографию. Это смежная и в общем-то понятная область. В то же время обороты, которые делает типография, во много раз выше. Но построить полноценную типографию за счет тех средств, которые может заработать репроцентр, невозможно.
После того, как мы объединились с издательско-полиграфическим комплексом ИТАР-ТАСС, нам это стало особенно понятно. ИПК ИТАР-ТАСС - это четырехэтажное здание, в котором только финишное оборудование занимает два этажа. Самостоятельно организовать производство такого масштаба репроцентру не под силу.
Но я не считаю, что услуги репроцентра, как бизнес, себя исчерпали. В нашей организации репроцентр остается отдельной структурой. Интересы клиентов всегда приоритетны для нас. Сегодня мы строим большие планы по совершенствованию технологий и расширению сервисных услуг.
|