Интервью с Ольгой БАЛАН ("Выражайтесь печатно", Генеральный директор)
ГАРТ: Ольга, в предыдущем интервью мы уже говорили о том, что ваше препресс-бюро предлагает клиентам не только услуги по фотовыводу, но и экспонирование пластин для СТР. Плюс комплекс различных проб.
О. Б.: Да, как раз о них мы и хотели рассказать подробнее, потому что в настоящий момент у нас, наверное, самое широкое предложение по пробам.
ГАРТ: С чего начнем?
О. Б.: Если расставить в хронологическом порядке, то сначала будет Agfa DryProof. Начинали мы с нее, а через некоторое время приобрели Cromalin. Эти две системы работали в паре, и различались только по цене. Но в прошлом году материалы для Agfa выпускать перестали. Мы использовали все до последнего пигмента, после чего из аналоговых цветопроб у нас остался только Cromalin.
ГАРТ: Но уже была цифровая Agfa Grand Sherpa.
О. Б.: Да, ее мы купили два года назад. Третья - спусковая, приобреталась вместе с СТР. Это широкоформатный принтер Epson 9600, на который мы отправляем отрастрированные файлы. Кроме того, около полугода назад мы предложили клиентам еще одну услугу - удаленную экранную пробу.
ГАРТ: Как "прижилась" цифровая цветопроба?
О. Б.: Поначалу эта услуга очень тяжело пробивала себе дорогу на рынок.
ГАРТ: Сомнения клиентов можно понять: реально ли получить на цифровом и аналоговом устройствах адекватные, одинаковые результаты?
О. Б.: Вполне. Наш префлайт-инженер добился полного их соответствия. Sherpa калибровалась под аналоговый Cromalin. Если люди приходят со своими профилями, то они получают цветопробу, изготовленную с учетом их профиля. Но это более характерно для флексопечати. "Офсетные" заказчики профили, как правило, не приносят. Выводим обычно с профилем Cromalin, и результаты получаются очень похожие. Во всяком случае, в пределах стандарта нашей отрасли.
ГАРТ: А насколько оперативно все это происходит? Предположим, я в три часа ночи сорвался к вам - мне надо сделать Cromalin. Когда я его получу?
О. Б.: Через час, то есть в четыре часа ночи. Потому что операторы фотовывода и цветопроб в это время находятся на рабочих местах. А вот спусковую, цифровую и экранную пробу, к сожалению, не получите, потому что префлайт-инженер работает до 12 ночи.
ГАРТ: Ночные смены рентабельны?
О. Б.: Да, потому что основной поток заказов начинается в 4 часа дня, и вечерняя смена с ним не справляется. А вот непосредственно ночных заказов становится меньше. Это раньше был "кураж" от вступления в капитализм, когда люди работали по ночам. Сейчас все уважают свое время. До восьми вечера клиентов еще много, а с 8 до 12 - единицы. Скорее, придут рано утром - часов в семь. Но и то редко. Обычно поток клиентов начинается с 9.00. А в выходные вообще приходят всего 5-10 клиентов за целый день.
ГАРТ: Вы оказываете и услуги по фотовыводу. А остались еще клиенты, которые приходят просто за цветопробой?
О. Б.: Конечно, причем на аналоговую пробу спрос очень высокий. Постепенно растет и объем заказов на цифровую. Спусковую пробу мы обычно делаем перед выводом пластин на СТР, но иногда ее просят и заказчики пленок. Просто в свое время они выводили пластины, потом по каким-то причинам от этого отказались, а к спусковым пробам уже привыкли, они очень удобны для проверки.
ГАРТ: Пленки вы выводите здесь, а спусковую пробу делаете в типографии?
О. Б.: Это не страшно. Наш курьер все доставит клиенту.
ГАРТ: А как же разные растровые процессоры? Может не получиться соответствия.
О. Б.: Стараниями нашего префлайт-инженера все получается. Но заказы на фотовывод и спусковые пробы - это все-таки единичные случаи.
ГАРТ: Мы издаем ГАРТ уже 6 лет, и давно перестали делать спуски самостоятельно. Поэтому я был очень удивлен узнав, что многие предпочитают делать спуски вручную, не доверяя препресс-бюро. А у вас как?
О. Б.: Все наоборот. Клиенты говорят, что только мы можем делать нормальные спуски. Просто наличие своей типографии позволило приобрести богатый опыт электронного монтажа полос. Кстати, в июле у нас была непростая ситуация, когда целый день не было материалов на Screen DT-R 3100, а в проявке Screen TANTO сгорела плата, остался только фотонаборный автомат AGFA Accuset. Наша типография часть заказов выводит на пленки, и там все привыкли, что мы делаем спуски. А тут необходимо что-то монтировать. Нонсенс! Они давно ушли от этого. Считают, что мы все сделаем более тщательно и аккуратно. И это - правда. К хорошему все привыкают быстро. Поэтому мне кажется, что самой популярной со временем станет услуга экранной пробы. Не надо никуда ехать, не надо ничего возить: мы сделали, отправили - и все. Сейчас об экранной пробе много пишут, она очень актуальна. Пока у нас всего несколько клиентов на эту услугу, но система уже отработана, и все готово. Работа через Интернет - это действительно удобно. Совсем недавно был случай: у нас что-то делали с электричеством, включали-выключали электроэнергию и довыключались до того, что не смог "подняться" сервер. Его реанимировали часов пять. Мы буквально уговаривали клиентов: "Пожалуйста, приезжайте и привезите диски" - не хотят. Отвыкли.
ГАРТ: Но они же все равно приезжают за пленками?
О. Б.: Зачем? Ведь есть курьерская доставка. Особенно оперативно получается летом, когда подрабатывают студенты.
ГАРТ: Ну а как бизнес с выводом пластин для СТР, о котором мы беседовали в предыдущем интервью?
О. Б.: Число клиентов растет. Конечно, основной объем идет от нашей типографии, но даже в июле было 10-12 сторонних заказчиков. Правда, в основном это небольшие типографии с малоформатными печатными машинами.
ГАРТ: О конкурентах еще не слышали?
О. Б.: Слышали, но их масштабы не позволяют говорить об этом всерьез.
ГАРТ: Видимо, бизнес по оказанию препресс-услуг постепенно будет трансформироваться. В Москве из 400 типографий осталось только 300, у которых нет СТР. Из них половина выводит пленки самостоятельно. Значит, рынок существенно сокращается по сравнению с тем, что было 5 лет назад?
О. Б. Да, многие репроцентры закрылись. Появилось огромное число клиентов, которые хотят воспользоваться нашими услугами. Это, конечно, приятно с одной стороны, но пугает и настораживает - с другой. Вот буквально на этой неделе за один день зарегистрировалось 11 компаний, и половина из них сразу сделала заказы. Тем не менее, рынок существует, и наше преимущество на нем - в комплексном подходе.
ГАРТ: Ольга, рассказывая о форс-мажоре в июле, Вы упомянули про ситуацию с отсутствием материалов для фотовыводного устройства. Следующий номер ГАРТ будет посвящен расходным материалам, поэтому хотелось бы узнать, что Вы, как потребитель, об этом думаете.
О. Б.: Ситуация с материалами в последнее время такая, что хочется выражаться нецензурно. Мы работали на пленке пять лет, и перебоев практически не было. Началось все в апреле, когда возникли проблемы на таможне. Не было ничего. Я скупила материалы у всех известных поставщиков - не смотрела уже ни на цену, ни на формат. Лишь бы не останавливались фотонаборы. Экспонировали даже пленку, не предназначенную для нашего лазера. Оказывается, можно. Правда, лазер подкручивали на максимальную мощность. А что делать! Хорошо еще, что работало СТР и была возможность выводить на пластинах.
ГАРТ: С пластинами проблем больше нет?
О. Б.: С ними лучше, не считая того, что цены постоянно растут. Вообще, меня удивляет, что у нас на рынке материалов не предлагают пластины и химию российских производителей. Почему 20 литров раствора щелочи я должна покупать за 100 долл., когда цена ей 5 долл. "в базарный день"?
ГАРТ: Но даже в Германии химия для пластин стоит недешево.
О. Б.: В Германии - понятно. Там рабочая сила дорогая! Почему у нас такое производство не организовать? Ведь Россия считается химически развитой страной.
ГАРТ: Проблема в объемах производства сырья. Они недостаточно большие, чтобы химической промышленности было интересно за это браться.
О. Б.: Значит, для космических кораблей умеем тот же алюминий производить, а для полиграфии - нет? А вот в Китае есть около 10 производителей пластин. Не боятся, открывают. Мне, например, обидно, что единственный российский материал, который мы используем - бумага "Славич" на спусковой пробе. В самой полиграфии конкуренция жесткая, а в производстве полиграфических материалов ее просто нет!
|